[1-июн] В Вологде состоялось заседание Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности
В Вологде на базе Вологодской торгово-промышленной палаты состоялось выездное заседание Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. На нем рассматривалась роль торгово-промышленных палат в развитии выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Северо-Западных регионах России.
Директор Департамента выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности ТПП РФ, заместитель председателя Комитета Игорь Коротин отметил, что выставочно-ярмарочная деятельность пользуется вниманием руководства страны. Сегодня перед ВЯД стоят две основные задачи – развитие выставочно-ярмарочной инфраструктуры и поддержка предпринимателей в их участии в выставочно-ярмарочных мероприятиях.
«Целесообразность государственной поддержки развития отраслевой материально-технической базы, – сказал он, – должна основываться, прежде всего, на оценке бюджетной и социально-экономической эффективности выставочной и конгрессной деятельности в том или ином регионе и на связанном с этим анализе экономического, производственного, инвестиционного, логистического, демографического и туристического потенциала региона.
Представляется необходимым оказывать эффективную господдержку отечественным предприятиям-участникам выставок, особенно тем, которые работают по программам импортозамещения. В настоящее время такая работа осуществляется под эгидой Минэкономразвития России различными объектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: региональными интегрированными центрами, центрами кластерного развития, центрами поддержки экспорта и другими. Однако вследствие ограниченности целенаправленных средств региональных бюджетов, недостаточной развитости сети региональных центров, а также отсутствия в программах развития некоторых регионов мероприятий по поддержке выставочной деятельности субъектов МСП количество получателей поддержки и ее размеры в масштабах государства крайне невелики.
В этих условиях возрастает роль территориальных палат, как органа поддержки предпринимательства и содействия развитию выставочной деятельности. Поэтому мы призываем палаты выстраивать эффективное взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, курирующими вопросы развития малого и среднего предпринимательства, а также с объектами инфраструктуры поддержки МСП».
Президент Вологодской торгово-промышленной палаты Галина Телегина, отметив интерес бизнеса к выставкам, сказала, что задача региональных палат – предоставить бизнесу возможность продвигать свою продукцию, показывать свои товары и услуги и находить новых покупателей.
«У нас в регионе созданы условия для работы бизнеса, – продолжила Галина Телегина.- Через участие в выставках мы хотим привлекать предпринимателей из других российских регионов и из-за рубежа. Чтобы они могли увидеть на выставках, насколько развит наш регион, насколько он привлекателен для инвестиций и ведения бизнеса».
Председатель Союза туриндустрии Вологодской области Наталья Тихомирова рассказала о планах проведения в области Большого гастрономического фестиваля «Масляный пир», который будет приурочен к празднику Масленицы. «Наша задача – не соревноваться с другими регионами, а представить свой уникальный проект по продвижению регионального бренда. Проект будет включать в себя выставки, ярмарки, деловые встречи, мастер-классы и т.д. Цель проекта – повышение значимости и ценности этно-гастрономического туризма, продвижение и популяризация региональных брендов, расширение рынка сбыта, привлечение инвестиций».
Первый заместитель генерального директора АО «Экспоцентр» Николай Гусев сказал, что доля СЗФО в общем валовом региональном продукте российских регионов составляет порядка 10% при численности населении 13,8 млн человек, то есть немногим более 9% всего населения России, весьма существенно.
«В структуре промышленности СЗФО преобладают обрабатывающие производства, – продолжил Николай Гусев, – на долю которых приходится свыше 20% ВРП. Это самый высокий показатель среди федеральных округов. Наиболее развитыми отраслями промышленности являются машиностроение, металлургия, химия и деревообработка.
Характерно, что доля участников крупных промышленных выставок из вашего региона тоже весьма высока. Так, например, доля СЗФО в выставках «Экспоцентра» в 2015 году составила по экспонентам 10 процентов, а по арендованной площади 15 процентов. Среди наиболее популярных мероприятий – выставки «Металлообработка», «Мебель», «Электро», «Химия», «Интерлакокраска», «Здравоохранение», «Продэкспо», что отражает отраслевую специализацию региона с высокой долей обрабатывающих производств. Мы активно сотрудничаем с вологодской ТПП и деловыми кругами области».
Председатель учебно-методического комитета РСВЯ Игорь Бычков подтвердил, что Северо-Западный федеральный округ является промышленно ориентированной территорией с развитой инфраструктурой и преобладанием обрабатывающих отраслей. «Еще одним конкурентным преимуществом округа,- подчеркнул Игорь Бычков, – является его выгодное географическое положение, что, безусловно, способствует развитию внешнеэкономических связей. Также СЗФО обладает значительной минерально-сырьевой базой, высоким туристическим потенциалом.
Поэтому в округе есть все необходимые ресурсы для строительства выставочных площадей, отвечающих современным требованиям».
Президент Калининградской ТПП Алексей Зиновьев сообщил, что палата активно способствует продвижению выставочно-ярмарочной деятельности. В частности, проводит деловые миссии на зарубежных выставках (например, активно участвует в ведущих выставочных проектах в соседней Польше). Кроме того, проводит выставки в Калининграде. В нынешнем году прошло две выставки: PRO Ярмарка образования и PRO Туризм. Планируется провести еще три выставки до конца года.
«В январе 2016 года, – добавил Алексей Зиновьев,- мы запустили выставочный портала Expo.pro. Этот портал не только для выставочных операторов, но и для компаний – участников. Здесь есть возможность размещения подробной информации о компании и заявки на участие. Портал помогает привлекать на выставки потенциальных партнеров».
В завершении заседания Игорь Коротин отметил, что перед выставочно-ярмарочной деятельностью стоит много проблем. Они решаются и многое уже сделано. Так, разработана и принята Правительством РФ Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации вместе с «Планом мероприятий по реализации концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации».
«Вместе с тем, есть ряд проблем, с которыми мы сталкиваемся, – сказал Игорь Коротин. – Так из программы была изъята статья о подготовке Закона о выставочно-ярмарочной деятельности. Это, несмотря на то, что все выставочное сообщество и регионы выступает за скорейшее его принятие.
На съезде ТПП РФ Владимир Путин дал поручение разработать нормативно-правовую базу выставочно-ярмарочной деятельности. Сейчас ТПП РФ готовит доклад о необходимости принятия такого закона».
В работе заседания Комитета приняли участие представители торгово-промышленных палат СЗФО, выставочных организаций, представители бизнеса. В выступлениях отмечалась необходимость более активного информационного взаимодействия региональных организаторов выставок с медиа холдингом ТПП-Информ. Собравшиеся поддержали идею празднования Всемирного дня выставок, предложенную Всемирной ассоциацией выставочной индустрии. Первый раз праздник будут отмечать 8 июня в столичном «Экспоцентре» на Красной Пресне.
Пресс-служба АО «Экспоцентр»