реклама
ООО "ДЖАЗСТОУН"
ИНН: 7725731434
Erid: 2SDnjecatdy
реклама
ООО «КАРЕЛЬСКАЯ ГРАНИТНАЯ»,
ИНН: 1001344140
Erid: 2SDnjceKuWa
реклама
ООО "ИНТЕРКАМЕНЬ",
ИНН: 1001010250
Erid: 2SDnjcdQ5tk
[11-ноя] Что необходимо знать об ужесточение административной ответственности в связи с COVID-19
Ужесточение административной ответственности за нарушение санитарного законодательства в связи с COVID-19: о чём необходимо помнить гражданам, представителям бизнеса и власти
Потемкина Елизавета Алексеевна – практикующий юрист в области похоронного дела, г. Москва
Появление и стремительное распространение в России новой коронавирусной инфекции (COVID-19) повлекло за собой не только принятие временных ограничительных мер и рекомендаций, но и привело к изменениям в административном правовом поле. В рамках тематических мероприятий 21 и 22 октября 2020 года на выставке «НЕКРОПОЛЬ-2020» мы рассмотрели алгоритм действий собственника/учредителя/персонала в случае, если организация, оказывающая ритуальные услуги, или крематорий стали объектом проверки на соблюдение санитарно-эпидемиологических правил профилактики коронавируса (напоминаем, что СП 3.1.3597-20 действуют до 1 января 2021 года), обсудили как правовые, так и организационные проблемы, выявленные при погребении умерших с диагностированной коронавирусной инфекцией в регионах. По многочисленным просьбам лиц, воздержавшихся от участия в выставке в текущем году, предоставляем выдержки из ключевых материалов конференций.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65).
НОВЕЛЛЫ СТ. 6.3 КоАП РФ
До 1 апреля 2020 года Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) содержал диспозицию ст. 6.3 в следующей редакции: «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий».
Федеральным законом от 01.04.2020 N 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 6.3 КоАП РФ была дополнена положениями (ч.2) об ответственности граждан, должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность за нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенные:
1) в период режима чрезвычайной ситуации (прим. чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Источник: ст.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ);
2) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих (из Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года N 715);
3) в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Примечание: коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Источник: Постановление Правительства РФ от 31 января 2020 года N 66.
По ч.3 ст. 6.3 КоАП РФ устанавливается административная ответственность в случае, если действия (бездействие) по ч.2 той же статьи повлекли причинение вреда здоровью человека или его смерть при отсутствии уголовно наказуемого деяния.
Поскольку речь идёт о ситуациях повышенной опасности для жизни и здоровья людей, размер административных штрафов для нарушителей по ч.2 и ч.3 существенно отличается от санкций по ч.1 ст. 6.3 КоАП РФ. Предупреждение не предусматривается. Для удобства прикрепляем сравнительный анализ по обновлённой ст. 6.3 КоАП РФ в таблице:
Протоколы об административных правонарушениях по ч.2 и ч.3 ст. 6.3 КоАП РФ составляются:
1) должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (в соотв. с п.1 ч.2 ст. 28.3 КоАП РФ);
2) должностными лицами органов, осуществляющих федеральный государственных санитарно-эпидемиологический надзор (в соотв. с п.19 ч.2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях по ч.2 и ч.3 ст. 6.3 КоАП РФ рассматриваются судьями районных судов (в соотв. с ч.1 и абзац 3 ч.3 ст. 23.1 КоАП РФ). Дела о правонарушениях по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ подлежат рассмотрению судьями по месту совершения таких правонарушений. При этом местом совершения административных правонарушений данной категории является место их выявления.
Источник: «Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020).
СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПО Ч.2 И Ч.3 СТ.6.3 КОАП РФ
Противоправное деяние может быть выражено в форме действия и/или бездействия. То есть, зафиксировано либо нарушение правовых норм в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, закрепленых в нормативных правовых актах, либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица) Роспотребнадзора о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (применительно к текущей ситуации - не нанесена разметка о соблюдении 1.5-метровой дистанции в торговых помещениях и клиентских зонах, не проводится регулярная уборка с применением дезинфицирующих средств, не ведётся информирование посетителей о действиях по предотвращению распространения коронавирусной инфекции – не размещен в доступном для потребителя месте инструктаж о гигиене рук и ношении СИЗ).
Уважаемые коллеги! Подводя итог всему указанному выше, просим вас внимательно изучать санитарное законодательство и своевременно устранить имеющиеся противоречия, поскольку:
1) за обозначенные правонарушения в периоды (к числу которых, как мы уже пояснили, относится и коронавирусная инфекция (2019-nCoV)), указанные в ч.2 и ч.3 ст. 6.3 КоАП РФ, установлены более жёсткие карательные меры;
2) как показывает опыт изучения вменяемых административных санкций, в отличие от режимных муниципальных объектов похоронного назначения, деятельность которых должна осуществляться непрерывно, приостановлению деятельности на 90 суток подвергается именно бизнес.